Целеполагание или: «…А того ли я хочу?»

squash_game_6
14.07.2014

Давайте представим, что наше «Я» состоит из трех частей: мозга (разум, мышление), тела и эмоций. И когда каждая наша часть отвечает за свой участок, и находится в гармонии и единении с остальными частями нашего существа, то у нас всё хорошо и ничего выдающегося или плохого не происходит. Но максимально эффективны мы можем быть тогда, когда одна область еще и помогает другой!

Например, на подъёме эмоций спортсмен показывает лучшие результаты, если у нас здоровое тело и мы чувствуем в нём прилив сил, то у нас хорошее настроение. Или когда у нас «ясный ум» мы можем легко осваивать новые движения.  И всё наоборот, если одна область вмешивается (ограничивает,подавляет,вытесняет, или просто гипер проявлена) в зону «ответственности» другой области! Например, мозг отказывается работать, если мы влюблены или когда сильно устало тело. Если наше тело болит, то нам тяжело испытывать положительные эмоции. Или если мозг постоянно диктует телу, что делать при выполнении привычных действий (вы пишите знакомый текст, а кто-то вам медленно проговаривает его по слогам).  На корте вам больше всего мешает ваш мозг. У вас в голове происходит внутренний диалог. Это я и называю «слушать свой мозг» .  Вы принимаете решения основываясь на своём прошлом опыте. Вы думаете, что вы слушаете тренера. Но на самом деле вы слушаете свой мозг!!!  Происходит это примерно следующим образом…

Тренер говорит: «Подойдите медленно к мячу и спокойно его ударьте…»

В это момент ваш мозг орёт: « Беги!!! Если мы не успеем, я опять расстроюсь! Если мы не успеем мы лузеры!!! БЕЙ ЕГО!!!» Мозг, основываясь на прошлом опыте догнать и поймать, заставляет вас нестись на всех парах! Ему очень страшно опоздать потому, что для него вы сейчас находитесь на экзамене. Добежали и попали – значит, молодец, а если нет, то неудачник. Также в этот момент ваши эмоции начинают зашкаливать. Это состояние похоже на панику или страх. При всех этих условиях телу приходится нелегко. Оно уже не способно совершать рациональные действия, что проявляется в явных ошибках.

При обучении чему-то новому накопленный за жизнь опыт мешает нам в освоении нового.

Вспомните притчу о пустой/полной чаше и ученике…

К одному учителю пришел ученик, и сказал: Учитель, научи меня мудрости, я хочу быть таким как ты. Я прочитал много книг, посетил много семинаров. Я знаю много, но хочу учиться у тебя.

Он говорил и говорил. Говорил, какие книги читал и что уже знает.

Учитель внимательно его слушал и дал в руки ученику чашу. Потом учитель взял кофейник и начал наливать из него кофе в чашу, которую держал ученик.

Когда кофе полностью заполнило чашу, учитель не перестал лить, а продолжал. Кофе стал переливаться через края, и лился на пол, но учитель продолжал наливать.

Ученик вскрикнул «Учитель! Зачем вы льете в полную чашу?»

И учитель ответил: ты пришел ко мне учиться и принес с собой полную чашу. Я не могу налить в неё больше, чем она может вместить. Приходи ко мне, когда твоя чаша будет пуста

Первый совет: заходя на корт будьте «пустым»!

Начиная своё обучение, сфокусируйтесь на том, что говорит тренер! Часто происходит так, что вы послушали, но  не услышали!

Например: вы хотите, чтобы удар был сильный. А верно ли это? Проявление силы характеризуется максимальным мышечным напряжение! А зачем вам это? Что будет если вы, будете на протяжении всего матча максимально напрягаться? Правильно- устанете быстро. А на самом деле удар должен быть быстрым! Мяч летит не сильно, а быстро! Соответственно и истинная цель – быстрый удар, а не сильный! Вы хотите овладеть техникой. Здорово! А техника это что такое? Каковы критерии правильной техники? Я могу научить пяти видам техники удара и трем передвижения. Каждый тренер имеет свои особенности обучения техники. Так какая правильная???

Давайте опять посмотрим на определение техники. Техника- это наиболее рациональное и эффективное выполнение двигательного действия! Т…..е. тогда когда действие выполняется своевременно, безопасно, эффективно и наиболе рационально с позиций биомеханики, возможностей тела и психического состояния. Техника позволяет экономить время , ресурсы, силы и позволяет получить результат при мин. Энергетических затратах…

Поэтому один из критериев правильно — неправильно, это тогда, когда комфортно – некомфортно на уровне ощущений. Отталкиваясь от обратного, если вам не комфортно, то не может быть рационально и безопасно по определению. Вам может быть не привычно, не понятно, но если вам не комфортно на уровне ощущений тела, то это неправильно. По мере овладения двигательным навыком вы будете оттачивать двигательное действие, доводя его до совершенства. Это произойдет гораздо быстрее, если за основу вы будете брать ощущение комфорта в теле, а не вашу оценку ума! Также вам не будет комфортно, если вы будете максимально напрягаться. Скорее всего вы считаете, что профессиональный игрок двигается быстро, а на самом деле он двигается рационально. Как ответил один летчик-космонавт на вопрос, «Что для вас скорость?» « Это медленное выполнение действий без остановки!»

Вы хотите добить мяч до задней части корта. Поэтому вы быстро подбегаете к нему, сильно бьете, но он не долетает. А какая стоит задача? Добить мяч до задней части корта или добить до задней части корта сильно? Можно сыграть просто высоко, но ваш опыт подсказывает вам, что чем дальше надо послать предмет, тем сильнее надо бить. Опять ошибка в цели. Вы хотите попасть по мячу, а смотрите на стену.

Вы пришли к тренеру, а слушаете свой мозг. Вы хотите выиграть удар, а не сыграть его точно. Вы пытаетесь угадать куда полетит мяч, а не ждете куда он полетит. Вы думаете, что чем больше напряглись, тем лучше. На самом деле хороший спортсмен-это тот кто умеет не напрягаться!  Почувствуйте разницу между напрягаться и прикладывать усилие.

 

Дальше мы поговорим, почему мы ставим себе неправильные цели…

Вы должны  научиться доверять тренеру и себе! А к упражнениям относиться как к эксперименту, а не как к экзамену. Осознанность! Вот, что поможет вам быстро научится играть. Сложно проявлять осознанность, когда ваши эмоции зашкаливают, задачи не ясны и вы не чувствуете тело! Для начала стоит успокоиться и послушать тренера! Оцените, правильно ли вы поняли задачу, и какой должен быть результат. Далее продекларируйте это вслух. Если всё правильно, то тренер вам это подтвердит. Выполняя упражнение, сохраняйте состояние комфорта, как физического, так и эмоционального. Учитесь чувствовать, а что вы делаете на самом деле. Сконцентрируйте ваше внимание на том(на тех частях тела), что говорит тренер, а не на том, что кажется важным вам. Поверьте, так будет эффективнее.

Позвольте себе ошибаться! Это неизбежно! У вас может сложится впечатление, что вы не достаточно хороши или у вас плохо получается. В этом случае я спрашиваю учеников « А после пяти занятий китайским языком вы будете свободно говорить на нём?» Не ругайте себя за ошибки! Лучше всего сказать себе «Я знаю, что исправить!» или « В следующий раз я сделаю лучше» или «Я учусь, но мне пока тяжело» Это поможет вам контролировать ваши эмоции и оставаться в осознанности!!! Положительные эмоции делают нас сильнее, отрицательные слабее (здесь можно предложить провести эксперимент).

Важно научится удерживать состояние комфорта.

Целеполагание или: «…А того ли я хочу?»: 2 комментария

  1. Напомнило отрывок из Дао Песдын.

    Сорок восемь. Откуда все берется.

    Из тебя самого. И докажу очень просто. Что есть все это? То, что ты видишь, слышишь, чувствуешь и думаешь в сей миг, и только. Такое сотворить мог только ты, и никто больше, ибо видят твои глаза, слышат твои уши, чувствует твое тело, а думает твоя голова. Другие увидят иное, ибо их глаза будут в другом месте. А если даже узреют то же самое, размышлять об этом станет чужая голова, а в ней все иначе.

    Иногда еще болтают, что есть «мир вообще», который один для всех. Отвечу. «Мир вообще» — это мысль, и каждая голова думает ее по разному. Так что все по-любому берется из нас самих.

Добавить комментарий для Арнис Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>